Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Профессиональное самоуправление - зачем?
Ученые
социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора
профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию,
не соответствующую их склонностям, интересам, способностям, внутренним
убеждениям. Это влечет за собой разочарования, и даже психические расстройства.
Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать
как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Следовательно, чтобы
овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и
самореализации, необходимо ориентироваться в мире профессий и как можно больше
знать себя. Профессиональное самоопределение личности – это не
разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный
период жизни человека, который включает в себя:
- самопознание своих индивидуальных особенностей,
интересов, сильных и слабых сторон;
- сопоставление знаний о себе и предпочитаемой
профессии;
- выбор профессии и образа жизни.
В
старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального
самоопределения является выбор будущей профессии.
Профессия
и карьера - между ними существует тесная
взаимосвязь. Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной
деятельности, говорят, что его карьера, в смысле продвижения в какой-либо
деятельности, роде занятий, достижения профессионального мастерства,
признанного общественным мнением, удачна.
Где
и как собирать информацию об интересующей вас профессии? Об этом вам
рассказывали на проф.часах - психолог школы, классных часах –классный
руководитель, профконсультант – на консультациях, и т.д. И мне бы хотелось,
чтобы каждый из вас еще раз сегодня об этом серьезно задумался. И помочь в этом
я пригласила сегодня к нам в гости представителей вузов и сузов. По результатам
анкетирования (на экране) наибольший интерес вызвали следующие профессии…
Задачи:
- Познакомить родителей с приоритетами интересов
выпускников в получении профессии.
- Формировать у родителей культуру понимания выбора
профессии, сделанного старшеклассниками.
- Выбор направления дальнейшего образования и
возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.
АНКЕТА для учащихся
Вашему
вниманию предлагается анкета, которая содержит вопросы, связанные с выбором
профессии и дальнейшего жизненного пути.
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Год
рождения____________ школа__________ класс_______________________________
- Можно ли сказать, что Вы уже выбрали себе
профессию (отметьте букву того ответа, который соответствует Вашему
мнению)? а). Да, выбрал. Какую – (напишите)___________________________; б)
не выбрал; в) затрудняюсь ответить.
- Как Вы объясняете свой выбор или его отсутствие
(ответ напишите)?
- Где бы ВЫ хотели продолжить учебу после окончания
9-го класса? а) в ПУ; б) в колледже, лицее; в) в школе; г) еще не решил.
- Как Вы учитесь в школе? а) «отлично»; б) хорошо,
без троек; в) хорошо, бывают и тройки; г) в основном на тройки; д) плохо,
не редко получаю двойки.
- Где советуют учиться родители?______________________________________
- Учеба в школе Вам: а) нравиться; б) не нравиться;
в) заставляют.
- В Вашей семье доход на одного человека в месяц
превышает: а)750р.; б)1000р.; в)1500р.; г) 2500р.; д) 3500р. и выше.
- Как Вы оцениваете свои способности к овладению
намеченной профессии? а) могу; б) затрудняюсь ответить.
- Есть ли у Вас какие-либо ограничения медицинского
характера? а) да, есть; б) нет, полностью здоров; в) затрудняюсь ответить.
- Как Вы думаете, зачем люди трудятся (ответ
напишите)?____________________
- Есть ли у Вас какая-либо жизненная цель и план
достижения этой цели? а) есть цель и план; б) есть цель, но нет плана; в)
пока нет ни цели, ни плана; г) затрудняюсь ответить.
- В чём, по Вашему мнению, смысл жизни
(напишите)?______________
Личный
план жизненного и профессионального самоопределения отражает ответы на
следующие вопросы:
- Где планируешь учиться, по какой специальности?
- По какой профессии в будущем хотел бы работать?
- На каком предприятии города планируете работать?
- Предполагаемый тобой размер заработной платы?
- Хотел бы совмещать работу с учебой, овладевать
смежными профессиями?
- Каковы запасные варианты в случае неосуществления
основного плана?
Анкета
для родителей?на предмет выбора профессии их ребенком:
- Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей
профессии вашего ребенка?
- Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию
со своей женой/мужем?
- Считаете ли вы необходимым учитывать интерес
самого ребенка при выборе его будущего?
- Кем вы его видите в будущем?
- Как вы относитесь к посещению профконсультанта и
психолога при выборе профессии?
- О профессиях в какой сферах деятельности для
вашего ребенка не может быть и речи.
- Что, по Вашему мнению, является признаком
желаемой профессии?
- Какие профессии на Ваш взгляд являются наиболее
престижными в современном мире?
- Какие учебные заведения города Вы знаете? По
каким профессиям в них готовят выпускников?
Советы родителям
Подготовка
участия родителей в обмене мнением по следующим вопросам:
Есть
два способа выбрать профессии. Первый способ - метод проб и
ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах
деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.
Другой
путь - изучив себя можно познакомиться с
миром профессий, узнать свои возможности в выборе профессии и требования профессии
к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть
еще третий путь - путь выбора профессии своих
родителей, дедов и прадедов.он возможен в том случае, если это традиция семьи,
которая бережно храниться и передается из поколения в поколение. И главное -
отношение взрослых к своей профессии, влюблённость в своё дело.
Обсудите
и вынесите мнение группы по следующим пунктам:
Профессии
нашей семьи.
- Профессиональные династии - "за" и
"против".
- Роль школы в выборе профессии старшеклассников.
- Модные профессии и не очень.
- Другие.
Советы при проектировании
профессионального пути
- Составьте общую, обзорную ориентировку в мире
профессий, включая сведения об основных требованиях профессии к личности.
- Выделите возможности и ограничения.
- Выбирая профессию, ответьте на три главных
вопроса: что ты хочешь, что ты можешь, что надо на рынке труда сейчас и в
будущем.
- Познакомься с представителями выбранной профессии
и уточни все возникшие вопросы.
- Памятка для учащихся и их родителей по выбору
профессии.
Уважаемые папы и мамы!
Выбор
профессии – важное и ответственное дело!
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его
склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы,
возможности.
- Дайте своему ребенку право выбора своей будущей
профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против»
выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор профессии не только с
позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте личностные качества своего ребенка,
которые необходимые ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии,
используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе
это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение
и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не
кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребенок рано увлекся какой-то
профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью
литературы, занятия в кружках и т.д.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к
профессии своих родителей.
|
Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|